Спустя 100 дней после инаугурации Трампа война в Украине продолжается. Несмотря на предвыборные заверения Президента США “достичь мира за один день”, реальных результатов Д. Трампу по прекращению войны за первые сто дней своего пребывания в Белом доме достичь не удалось. Напротив, после начала переговорного процесса, Россия интенсифицировала массированные обстрелы украинских городов, усилив удары ракетами и дронами по гражданскому населению Украины.
Изменило ли это позицию США в отношении России? По прежнему ли Д. Трамп уверен в возможности достичь быстрого результата в окончании войны? Остается ли благосклонной позиция Трампа по отношению к России? Пока мы мы видим лишь угрозы Москве новыми санкциями. Трамп неоднократно заявлял, что введет «вторичные пошлины» в размере от 25% до 50% для покупателей российской нефти, если почувствует, что Москва блокирует его усилия по прекращению войны в Украине. А недавно он и вовсе пригрозил выходом из переговоров “по мирной сделке”.
Трамповские трактовки c использованием бизнес лексики стали уже вполне привычными и интерпретируются некоторыми ведущими СМИ с точки “зрения искусства проведения сделок в международной политике”. Одним из ярких эпизодов “переговорных усилий” новой американской администрации стал визит в Вашингтон Владимира Зеленского в конце февраля нынешнего года. Итогом этого визита стала публичная перепалка украинского президента с Д. Трампом и Джей Вэнсом в овальном кабинете Белого дома и срыв соглашения по украинским редкоземельным металлам. Президент США неоднократно подчеркивал, что именно наличие американских экономических интересов в Украине может стать гарантиями безопасности, на которых настаивает Киев. Однако, это отнюдь не означает, что Трамп изменил свое отношение к России. После четвертого визита специального посланника президента США Стивена Уиткоффа условия мирного урегулирования войны в Украине, Д. Трамп заявил, что В. Путин готов пойти на “уступки” – прекратить захват всей Украины. Такого рода заявления об уступках страны напавшей на соседнее государство со стороны Президента США, инициировавшего переговорный процесс о прекращении войны, не совсем понятны. Слом правовых устоев, хаос и отсутствие уважения к государству и праву, создают принципиально новые реалии международного взаимодействия в нынешних условиях мирового развития.
При этом сам Д. Трамп готов пойти на реальные уступки России. Признание российского статуса аннексированного Крыма – не просто уступка, нивелирующая понимание международного права, но и явное выражение благосклонности российской стороне. При этом сама Россия пытается как можно дольше затягивать переговорный процесс, удерживая США за столом переговором и продолжая уничтожать инфраструктурные объекты и мирное население Украины. Некоторые украинские аналитики полагают, что прекращение огня это не что иное как манипулятивная стратегия, которая позволит втянуть Трампа в долгосрочные переговоры, истребляя при этом Украину и ее жителей.
Д. Трампу, в свойственной ему манере подходить к международным делам как к сделке, хорошо известно, что переговоры можно вести в разных позициях, да и само участие в переговорах может быть разным. Что может привести выход США из сделки? По сути это мало, что изменит, но для Украины важным вопросом остается получение военной помощи от США. За свои первые 100 дней Трамп не сделал ничего в этом направлении и если не мыслить иллюзорными категориями, то и впредь, вряд ли будет нацелен на оказание военной помощи Украине. Помощь, выделенная Джо Байденом заканчивается в сентябре, Украине без последующей военной поддержки не выстоять.
Рассчитывать на помощь со стороны Европейских партнеров, когда “американский зонтик” распростертый над Европой исчез, также особо не приходится. Во-первых, страны Европы оказались не готовы к столь быстрому отказу США от евро-атлантической солидарности. Во-вторых, они лишь частично способны заменить военную и разведывательную помощь США. В третьих, страны ЕС обременены своими внутренними проблемами.
Несмотря на то, что украинский фронт мужественно держится, военные аналитики отмечают, что за годы войны изменились технические составляющие военных действий, которые привели к тупику в войне. В результате ни одна из сторон не может продвинуться на большое расстояние для захвата территорий. В случае затягивания переговорного процесса, скорее всего, мы станем свидетелями войны на истощение потенциала государств. И это может иметь долгосрочный характер.
Однако, условия под давлением внешних обстоятельств могут измениться. Если военная помощь со стороны Вашингтона действительно возобновится, это станет важной переменой в стратегии Трампа, который в прошлом неоднократно критиковал Байдена за выделение средств для Украины.
При этом, если санкции против России будут отменены, как изначально заявлял Трамп, это откроет большие возможности для России продолжать войну против Украины и достичь своей конечной цели, восстановившись в период прекращения огня и временного перемирия. Следует заметить, что у Президента США весьма ограниченный инструментарий влияния на российскую экономику, особенно если учитывать стратегическое партнерство России с Китаем. В России это понимают и потому намеренно затягивают переговорный процесс. Вести переговоры с Белым домом на равных, значит продолжать являться мировым игроком, что для России является чрезвычайно важным.
Таким образом, констатировать можно лишь отсутствие результатов в достижении мира и продолжающуюся войну России против Украины на фоне хаотичных изменений, происходящих в мировой политике. Оптимизма, в быстром восстановлении демократических процессов, как и в и скорой послевоенной реконструкции Украины, – все меньше, а риски региональной безопасности – все выше.
Мнения, выраженные в материале, принадлежат автору и не обязательно отражают позицию Ассоциации Внешней Политики (APE).