(RUS) НЕОБРАТИМОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА УКРАИНЫ И ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ КАМПАНИИ

166

Европейский внешнеполитический вектор развития Украины, казалось бы, прочно закреплен. Неоднократно украинским политическим истеблишментом подчеркивалась неизменность выбранного европейского пути развития. Евроатлантическая перспектива данного государства была поддержана и участниками саммита НАТО в Брюсселе, прошедшего в июле 2018 года. Однако, в преддверии избирательного цикла 2019-2020 гг., опасения о возможности изменения устремлений Украины после прихода новой власти становятся все ощутимее. Неслучайно, П. Порошенко выступил с инициативой закрепления в Конституции неизменности евроатлантического стратегического курса государства. Чем же вызваны такого рода опасения?

Действительно, от предстоящих избирательных процессов зависит будущее Украины. Риск разворота внешнеполитического курса не высок, тем не менее, угрозу реванша со стороны Российской Федерации не стоит недооценивать и считать ее не более чем преувеличением. Регион, в котором находится Украина является сферой стратегических интересов России. Более того, Россия, обладая значительным ресурсным потенциалом, продолжает оказывать влияние на формирование политического микроклимата данного региона. Именно поэтому, дестабилизация ситуации извне, равно как и российское вмешательство в избирательные процессы вполне реальны. Выработать действенный механизм по предотвращению постороннего вмешательства в выборы – задача чрезвычайно трудная. Добиться этого, в условиях, когда проблема жизнеспособности демократии в Украине продолжает оставаться актуальной, весьма нeпросто.

Невысокий уровень политической зрелости, позволяет допускать возможность всплеска пророссийских настроений накануне и в период избирательных кампаний. Эти опасения неоднократно высказывались Президентом страны. Однако, реакция Украины в отношении политики России пока не приобрела характера рефлексивной враждебности. Вместе с тем, стремясь избежать зависимости от сильного соседа, Украина ожидала большей поддержки со стороны Запада в противостоянии российской агрессии. ЕС же поддерживает Украину, ровно столько, чтобы не дать перейти России «красные линии». Дилемма реальных политических и экономических стратегий по отношению к Украине со стороны ЕС во многом заключается в том, что с одной стороны Евросоюз реализует меры противодействия российской угрозе, а с другой стороны пытается добиться прогресса в отношениях с Россией.

Важным в этой связи видится вопрос о возможном изменении политического ландшафта Украины в результате предстоящих избирательных процессов. Согласно последним данным исследований украинской социологической группы «Рейтинг» по состоянию на июль 2018 года лидирующие позиции в президентском рейтинге занимает Ю. Тимошенко, за которую готовы отдать свои голоса 17,1 % респондентов. Затем в списке лидеров поочередно расположились А. Гриценко (9,7%), Ю. Бойко (8,9%), В. Зеленский (8,5%), О. Ляшко (8,1%), П. Порошенко (7,8 %). Наблюдается отставание позиций ныне действующего Президента Украины от рейтинга популярных политиков страны. Означает ли это, что к власти придет новая политическая фигура или сложится так называемый «режим мягкого авторитаризма», возглавляемый П. Порошенко остается не ясным, равно как и итоги Парламентских выборов.

Однако, стремление сохранить неизменным европейский внешнеполитический вектор развития Украины независимо от результатов электоральных кампаний четко прослеживается. Это нашло выражение и в ноте, отправленной Украиной 21 сентября 2018 г. российской стороне о не продлении Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 1997 года с детальной аргументацией всех положений данного документа, которые были нарушены российской стороной. Политический характер этого шага представляется обоснованным, основная его цель – недопущение возрождения имперских амбиций России и возвращения Украины в сферу своего влияния. Однако, неясными в этой связи остаются многие вопросы правового характера, в частности, в отношении аннексии Крыма и ситуации на Донбассе. Вместе с тем, даже при условии необратимости европейского внешнеполитического вектора Украины, Россия остается ее неизменным соседом, с которым придется выстраивать новые платформы взаимодействия с учетом всего спектра изменившихся политических реалий. Вполне вероятно, что после выборов, помимо оборонительных стратегий, Украина сосредоточит усилия на выработке новых механизмов взаимодействия с Россией, сохраняя при этом евроатлантические устремления.