(RUS) АЗОВСКИЙ ПАКЕТ САНКЦИЙ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛИИ

174

В Брюсселе 13-14 декабря 2018 года проходит заседание Европейского Совета. В повестку дня включен вопрос о введении санкций против России из-за акта агрессии в Керченском проливе. Результаты этого обсуждения чрезвычайно важны для Украины, которые требуют введения нового пакета санкционных мер за Азов.

25 ноября российские военные таранили, обстреляли и захватили три военных катера ВМС Украины: «Бердянск», «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу». Украинские моряки были арестованы и перевезены в Москву в СИЗО «Лефортово» и «Матросская тишина». Новый виток имперской агрессии вызвал широкую международную критику и осуждение действий России. Румыния, Польша, Литва, США и Великобритания были одними из первых государств, выразивших поддержку Украине.

Новая веха в эскалации противостояния между Россией и Украиной вновь сопровождалась нарушениями международного права. Россия нарушила императивные нормы общего международного права, касающиеся основных принципов международного права и запрета агрессии, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 1974 года; нормы международного морского права, регламентирующиеся Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года; двусторонний Договор между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании  Азовского моря и Керченского пролива.

В результате сложившейся ситуации в Азовском море, в Украине было введено военное положение. Президент страны П. Порошенко объявил о полной боевой готовности и наращивании обороноспособности. Ситуация накалена до предела. Украина использует все возможные рычаги для возвращения своих военных кораблей и моряков: от механизмов правовой защиты, дипломатического давления вплоть до использования собственных санкционных инструментов и обращений к европейским структурам и США о введении новых жестких санкций против Российской Федерации. В том числе выступает за присутствие НАТО в Черном море, что не позволит российским войскам оккупировать Черное море и регион Азовского моря, и улучшение военно-технического сотрудничества с Западом, включая поставки летального оружия с целью защиты страны в случае возможной крупной наземной операции. Также, в качестве альтернативного варианта украинской стороной было предложено заблокировать США и ЕС  вход в свои порты всем российским кораблям.

Однако ожидания Украины не оправдались в полной мере.  Несмотря на полную поддержку украинской независимости и суверенитета и осуждение действий России в Керченском проливе, в рамках заседания Европейского Совета 13-14 декабря 2018 года не было принято решения о введении новых санкций против России, ввиду их контрпродуктивности. В ЕС ограничились наличием уже имеющихся ограничительных мер.

Существует определенный предел объема санкций, которые могут продвигать внутри ЕС. С учетом сложившейся ситуации в самом Европейском Союзе (Brexit),  на первый план выступают вопросы, связанные с планированием долгосрочного бюджета ЕС на 2021-2027 гг., вопросы миграции и внешнеполитические отношения.

Предвидела ли это Россия? Задумывалась ли она о последствиях своих действий? Безусловно, но в ее действиях «сквозит» своя логика, которая касается укрепления своих позиций в отвоеванных территориях. Этой логики, по всей вероятности, она будет придерживаться и впредь.

Кроме того, Россия отчетливо проследила тот эффект неожиданности, который возник у США, ЕС и Украины от всего спектра контрсанкций, введенных ею в ответ на санкции мирового сообщества. Во много это объясняет ответ на вопрос: «Почему процесс так называемого принуждения к миру затормозился?».

Только в Украине специальные экономические меры введенные Россией, ставшие ответом на ограничения, введенные Киевом, коснулись 322 украинских граждан и 68 компаний. Напомним, что Украина стала одной из четырех стран, присоединившихся к решению ЕС о продлении до 15 марта 2019 года индивидуальных санкций против России, касающиеся заморозки активов и запрета на въезд в ЕС и затронувшие 155 граждан и 44 компании. В результате, согласно Указу Президента РФ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении гражданских и юридических лиц РФ» Россия дала свой ответ. В список физических лиц вошли: Президент Украины, судьи Конституционного Суда, депутаты Верховной Рады Украины VIII созыва (среди них Ю. Тимошенко, О. Яшко, А. Яценюк и другие), украинские предприниматели, чиновники администрации Президента, руководители органов исполнительной власти, а также главы МИН Обороны, МВД, генпрокуратуры и другие. Основу списка юридических лиц составили предприятия химической, горнорудной  аграрной промышленности Украины. Санкции касаются запрета на вывод финансовых капиталов с территории Российской Федерации.

Запад медлит с ответом на попрание норм международного права, руководствуясь в большей степени собственными прагматическими интересами и аппеллируя нецелесообразностью введения новых санкций ввиду еще большей дестабилизации ситуации и усугубления проблем региональной и международной безопасности.

Таким образом, эскалация российской агрессии остается безнаказанной. Украина не раз отмечала, что рассчитывала на большую поддержку ЕС, в том числе, и вопросах сдерживания российского влияния. Не случайно П. Порошенко прибыл в Брюссель накануне заседания Европейского Совета и лично встретился с Д. Туском, проинформировав его о российском применении силы в Азовском море и нарушении ею Минских соглашений. Однако дискуссия заседания касалась только лишь сохранения действующих ограничений против Российской Федерации. Это означает, что вопрос о будущих возможностях выхода России за «красные линии» остается открытым.