
В швейцарском Давосе 19-23 января 2026 года проходил Всемирный экономический форум (ВЭФ), начало которого совпало с трансатлантическим конфликтом вокруг Гренландии, а потому ожидания как, участников форума, так и его наблюдателей были прикованы к интригующей развязке. Повестка Форума в Давосе была довольно обширной и насыщенной. Мероприятие собрало около 3000 участников из более чем 130 государств, включая глав государств и правительств, лидеров международных институтов, представителей бизнеса и гражданского общества. Форум проходил по названием “Дух диалога”. В нынешнем международном контексте, характеризующемся геополитической фрагментацией, длительной торговой напряженностью и вооруженными конфликтами, основная цель форума заключалась в содействии многостороннему сотрудничеству и выработке общих мер реагирования на основные глобальные риски.
Гренландия – главная тема Давосского форума
Гренландский вопрос явился, пожалуй, главной темой Давосского форума, который сумел несколько сместить акценты и вытеснить тему Украины с первых позиций. Главной фигурой форума стал Президент США, Дональд Трамп, буквально приковывавший к себе внимание своей нестандартной манерой поведения, которая характерна, в большей степени, для “театра одного актера”, нежели для подобных международных мероприятий высокого уровня.

Амбиции Президента США затрагивают не только сферу безопасности и экономики, они распространяются и на территориальные вопросы. Это стало, так называемой, красной линией для европейской стороны. По сути, аннексия Гренландии США нарушила бы суверенитет Дании и право Гренландии на самоопределение, а это уже стало бы грубым нарушением международного права. Страны, ставшие на защиту Гренландии, столкнулись с ультимативной позицией Трампа, пригрозившего повысить тарифы. В частности, речь шла о введении с февраля 10-% пошлины на импорт из 8 европейских стран в Соединенные Штаты. В случае, если эта мера не поможет достичь соглашения, то к лету 2026 пошлины уже составят 25%. Безусловно, это повергло в шок европейских лидеров и заставило задуматься о возможных ответных мерах. Участники форума облегченно вздохнули после того как стало понятно, что в «гренландском вопросе» Дональд Трамп явно пошел на попятную. Президент США исключил применение силы и введение дополнительных таможенных пошлин. Вместе с тем, агрессивная манера поведения Президента США заставила всерьез задуматься о непредсказуемости последствий трамповской силовой политики. Неприятный осадок, скептические настроения и нарастающее раздражение становятся привычной практикой нового этапа отношений между США и ЕС.
Усиление напряженности между Соединенными Штатами и Европейским союзом
Tрансатлантические отношения стали центральной темой обсуждения на фоне обострения напряженности между Соединенными Штатами и Европейским союзом по вопросам торговых пошлин, промышленной политики и стратегической безопасности. В экономической сфере эти разногласия оказали непосредственное влияние на финансовые рынки, породив волатильность и неопределенность, особенно в государствах-членах Европейского союза.
Ввиду этого, Председатель Европейской комиссии, Урсула фон дер Ляйен подчеркнула в Давосе важность сохранения трансатлантического партнерства, основанного на правилах, сотрудничестве и взаимном уважении, предупредив, что эскалация торговых споров может нанести ущерб мировой экономике. В своем специальном выступлении, Председатель Европейской комиссии пояснила как Европа укрепляет новые торговые партнерства и адаптируется к периоду, отмеченному американскими тарифами и протекционистской политикой:

“Европа останется открытой для мира, и мир готов сотрудничать с Европой. В контексте напряженности, вызванной продолжающимися угрозами США захватить Гренландию, Европа должна адаптироваться к новой архитектуре безопасности”.
Канцлер Германии Фридрих Мерц выступил с одной из самых последовательных речей в Давосе, объявив старый мировой порядок нарушенным и призвав Европу действовать с силой, единством и реализмом:

“Сложившийся столетиями мировой порядок, основанный на международном праве, потрясен до самого основания. Лидерская роль Соединенных Штатов подвергается сомнению, на что Вашингтон отвечает радикальной перестройкой внешней политики и политики безопасности. наступила эпоха “политики великих держав”, а формируемый ими новый международный порядок базируется на мощи, силе и насилии. Однако Европа не должна уступать их давлению, должна быть способной себя защищать, конкурировать и демонстрировать единство. Она не должна принимать эту новую реальность “как судьбу”. Политика великих держав опасна для всех – сначала для малых государств, затем для средних стран и, наконец, для самих крупных держав. Чтобы устоять, мы должны найти подход к этой суровой реальности и четко и реалистично определить свой курс”.
Ф. Мерц изложил суть новой ответственности Германии за безопасность Европы, предостерег от запугиваний Д. Трампа и призывал к более сильной, суверенной Европе в рамках НАТО. Также, канцлер изложил позицию Германии по глобальным экономическим вызовам, европейской безопасности и трансатлантическим отношениям, выделив ключевые стратегии сотрудничества на фоне геополитической напряженности и роль Германии в формировании будущего ЕС.
Эммануэль Макрон, президент Франции в своем выступлении затронул тему стремительных изменений геополитического ландшафта:

“Мы переживаем глубокие глобальные перемены. Перед лицом жестокости в международных отношениях Франция и Европа должны защищать эффективный многосторонний подход, который служит как нашим интересам, так и интересам всех тех, кто отказывается подчиняться закону силы”.
Cледует заметить, что американские официальные лица стремились преуменьшить опасения по поводу надвигающегося кризиса, выступая за продолжение диалога и переговоров с европейскими партнерами. Тем самым, все это подчеркивает, что международная система переживает глубокий переходный период, характеризующийся геополитической фрагментацией, экономической напряженностью и видимым ослаблением правовых основ международного порядка.
Доминирующие риски текущего периода в основном связаны с экономической конфронтацией, протекционизмом и сбоями в цепочках поставок, что оказывает прямое влияние на политическую и социальную стабильность на глобальном уровне. Трансатлантические отношения отражают эту структурную двойственность, и взаимозависимость, что усугубляет нарастающую напряженность и указывает на трансформацию партнерства между Соединенными Штатами и Европейским союзом в более трансакционные отношения.
В этом ключе, особый интерес представляет резкая оценка нынешней глобальной ситуации премьер-министром Канады Марком Карни.

Он напомнил, что на протяжении десятилетий такие государства, как Канада, процветали в международном порядке, основанном на правилах, извлекая выгоду из его институтов, принципов и стабильности, но подчеркнул, что эта модель «больше не работает». Заглядывая в будущее, Карни заявил, что Канада примет подход, сочетающий твердость принципов с прагматизмом, обязуясь активно решать проблемы современного мира, а не ждать идеализированного.
Украина и переговоры о мире
Ситуация в Украине и перспективы мирных переговоров занимали важное место в повестке дня форума. В рамках ВЭФ-2026 состоялись двусторонние и многосторонние дискуссии о параметрах возможного мирного соглашения, включая гарантии безопасности для Украины и международные механизмы экономического восстановления. Соединенные Штаты и Украина продолжили переговоры о финансовой и военной поддержке, а также о потенциальном соглашении о восстановлении, подержанном европейскими партнерами и международными финансовыми институтами.
Присутствие президента Владимира Зеленского на Давосе-2026 имело сильное политическое и символическое значение. В своих выступлениях украинский лидер критиковал нежелание Европы принимать решительные меры и подчеркивал, что безопасность континента неотделима от конкретной поддержки Украины. Зеленский предупредил, что отсутствие быстрых решений рискует превратить конфликт в опасный прецедент для всей европейской архитектуры безопасности.
С точки зрения принятия решений, на Давосе обсуждались ключевые элементы, касающиеся гарантий безопасности Украины, постконфликтного восстановления и продолжения финансовой и военной поддержки со стороны западных партнеров. Хотя окончательные соглашения подписаны не были, форум послужил основой для уточнения позиций и поиска политических вариантов возможных мирных переговоров.

Встреча Дональда Трампа и Владимира Зеленского, состоявшаяся на полях Давосского форума, стала одним из самых обсуждаемых событий форума 2026 года. Беседа длилась около часа и проходила за закрытыми дверями. Оба лидера охарактеризовали дискуссии как «продуктивные», а Трамп вновь подчеркнул необходимость скорейшего прекращения конфликта, заявив, что война на Украине «должна закончиться».
Однако последующие заявления президента Украины подчеркнули ограниченность встречи. Зеленский подчеркнул, что, хотя некоторые гарантии безопасности были уточнены, территориальный вопрос остается нерешенным, представляя собой главное препятствие на пути к прочному мирному соглашению. Таким образом, встреча Трампа и Зеленского не привела к ожидаемым конкретным решениям.
Официальное отсутствие России при фактическом присутствии ее представителей на Давосском форуме
Прибегая к риторике Д. Трампа, можно заметить, что отсутствие официального представительства России на Давосском форуме наглядно показывает, что у В. Путина нет, так называемых, “сильных карт” в глобальной финансовой борьбе. Конечно, это имеет политическую подоплеку. Организаторы форума с 2022 года не направляют приглашения ни официальным российским лицам, ни представителям бизнеса. В то же время международная пресса сообщала о возможных непрямых контактах между представителями Российской Федерации и американской делегацией в Давосе, указывая на роль форума как неформальной площадки для дипломатического диалога. Спецпосланник Владимира Путина и глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, который регулярно участвует в переговорах с США по урегулированию войны в Украине не только присутствовал на, но и встречался с представителями команды Трампа. Кроме того, Россия получила приглашение в “Cовет мира” – международный орган, устав которого был подписан Д. Трампом на полях нынешнего Всемирного экономического форума в Давосе. Вместе с Соединенными Штатами в международный орган, в котором президент США фактически видит альтернативу ООН, войдут не менее 19 стран — в том числе ближневосточные союзники США, Армения, Азербайджан и Венгрия. Большинство стран ЕС войти в “Совет мира” отказались.
Стратегия наблюдения и сдержанности Китая
Учитывая роль Китая в мировой экономике нельзя не затронуть и его участие в Давосском форуме. Присутствие Пекина на Всемирном экономическом форуме в этом году отличалось подчеркнутой сдержанностью, вместо громких заявлений Пекин выбрал стратегию терпеливого наблюдения за мировым хаосом. Пока администрация Трампа вступает в споры с Европой, Китай демонстрирует готовность стать «предсказуемым партнером» для ЕС.

В своем специальном выступлении вице-премьер Китая Хэ Лифэн призвал к расширению международного экономического сотрудничества, подчеркнув, что «тарифы и торговые войны не приносят выигрыша». Он признал, что экономическая глобализация не лишена недостатков, но предупредил, что страны «не могут полностью отвергнуть ее и не могут отступить в автархическую изоляцию».
Китай останется движущей силой экономической глобализации – именно так в китайском МИДе прокомментировали выступление вице-премьера Госсовета КНР Хэ Лифэна. Также, замглавы правительства Китая заявил о твёрдой поддержке свободной торговли, приверженности многостороннему подходу и взаимовыгодному сотрудничеству, принципам взаимоуважения и равноправных консультаций.
Топ обсуждаемых тем на Давосском форуме
– Международное сотрудничество в фрагментированном мире
На форуме были подчеркнуты все более очевидные трудности международного сотрудничества, порожденные усилением геополитического соперничества и ослаблением механизмов, поддерживавших основанный на правилах международный порядок. В этом контексте диалог был вновь признан незаменимым элементом для ограничения рисков эскалации и управления стратегической конкуренцией между основными игроками, а восстановление доверия между государствами – необходимым условием для возобновления сотрудничества, при том, что многосторонние институты должны оставаться центральными участниками координации общих усилий, особенно в областях безопасности, торговли и финансовой стабильности.
– Экономическое восстановление и переосмысление динамики глобального роста
В ходе дискуссий была подчеркнута необходимость пересмотра стратегий экономического роста в глобальной среде, характеризующейся неопределенностью, инфляционным давлением и протекционистскими тенденциями. Основное внимание было уделено выявлению новых источников развития посредством структурных реформ, стратегически ориентированных инвестиций и адаптации экономики к преобразованиям международной экономической системы. Одновременно была подчеркнута важность экономического роста, который приносит справедливые выгоды, способствует сокращению неравенства и укреплению социальной стабильности.
– Человеческий капитал как основа экономической и социальной устойчивости
Инвестиции в человеческий капитал рассматривались как определяющий фактор способности общества справляться с экономическими и технологическими изменениями. Дискуссии были сосредоточены на роли образования, непрерывного обучения и политики здравоохранения в поддержании конкурентоспособности рабочей силы. Было подчеркнуто, что в отсутствие последовательной государственной политики технологические преобразования могут усугубить социальное расслоение и ограничить доступ больших категорий населения к благам развития.
– Технологические инновации и нормативно-правовая база
Технологические достижения, особенно в областях искусственного интеллекта, цифровизации и энергетического перехода, были проанализированы с точки зрения как возможностей, так и связанных с ними рисков. В ходе дискуссий сошлись во мнении о необходимости создания механизмов управления, способных обеспечить ответственное использование новых технологий. Было подчеркнуто, что технологическое развитие должно быть интегрировано в нормативно-правовую базу, отражающую этические ценности и служащую долгосрочным общественным интересам.
– Экономическое развитие в контексте экологических ограничений
Проблемы изменения климата и деградации окружающей среды рассматриваются как важнейшие аспекты современной глобальной безопасности. Концепция процветания в рамках планетарных ограничений подчеркивает необходимость согласования экономических целей с экологическими императивами. В этом контексте переход к низкоуглеродной экономике и принятие дифференцированной ответственности между государствами представлены как ключевые элементы международного реагирования на климатический кризис.
Одним из главных выводов Давосского форума стало признание того, что экономическая конфронтация и фрагментация международной системы представляют собой основные глобальные риски в 2026 году, превосходящие даже прямые военные угрозы. Политические и экономические лидеры подчеркнули негативное влияние протекционизма, санкций и торговых войн на глобальную стабильность. На форуме также была подчеркнута необходимость укрепления международного сотрудничества в таких областях, как энергетическая безопасность, цепочки поставок, искусственный интеллект и устойчивое развитие. Хотя ВЭФ не принимает юридически обязательных документов, встреча послужила платформой для неформальной координации политики и инициирования будущих двусторонних и многосторонних соглашений.
Республика Молдова на полях Давосского форума
Республику Молдова в Давосе представлял премьер-министр Александру Мунтяну, который принял участие в сессиях, посвященных экономике, региональной безопасности и санкциям против Российской Федерации.

”Республика Молдова решила выйти из «серой зоны» географии и присоединиться к европейским усилиям по защите демократии, свободы и мира”.
Премьер-министр подчеркнул роль Молдовы как пограничного государства Европейского союза, непосредственно пострадавшего от войны в Украине, но сохраняющего стабильность и приверженного структурным реформам. В своем выступлении он сосредоточился на региональной безопасности, влиянии санкций на малые экономики и необходимости поддержки уязвимых государств.
Наряду с этим, Александру Мунтяну продвигал инвестиционную привлекательность Молдовы, подчеркивая надежность и безопасность страны для инвестиций, с учетом предсказуемости экономической ситуации, реформ в сфере правосудия и цифровизации, а также твердую приверженность европейскому пути развития. Двусторонние встречи с европейскими чиновниками и представителями международного делового сообщества были направлены на привлечение инвестиций и укрепление политической поддержки европейской интеграции.
Участие Республики Молдова на Всемирном экономическом форуме имеет важное стратегическое значение. Во-первых, это укрепляет имидж и престиж государства. Во-вторых, диалог с ведущими политическими лидерами и представителями международного бизнес сообщества открывает новые перспективы. И наконец, продвижение инвестиционной привлекательности Молдовы создает предпосылки для привлечения иностранного капитала, что способствует экономическому развитию государства.
Вывод:
В целом, Давос-2026 не предложил нормативных решений или обязательных соглашений, но он точно отражает текущее состояние международных отношений, продемонстрировав, что диалог остается незаменимым инструментом для урегулирования глобальных кризисов, даже если сам по себе он недостаточен для их преодоления. Вместе с тем, новый этап отношений между США и ЕС, характеризующийся усилением напряженности, отчетливо высветил осознанность мировых лидеров не только необходимости адаптации Европы к новой архитектуре безопасности, но и поиска способностей противодействовать давлению, отстаивать свои позиции единым сплоченным фронтом, защищать себя и повышать уровень своей конкурентоспособности. Несмотря на переговорный процесс, украинский вопрос остается нерешенным и исхода войны пока не предвидится. Экономическая конфронтация и протекционизм будут оставаться доминирующими тенденциями мировой политики в ближайшем будущем. Технологические достижения будут все больше требовать внедрения действенных механизмов управления и ответственного использования. Очевидно, что рост глобального неравенства, усугубление социального расслоения, неравномерное распределение доступа к благам развития, наряду с экологическими ограничениями и деградацией окружающей среды – как потенциальные риски глобальной безопасности – все больше усугубляются.
Мнения, выраженные в материале, не обязательно отражают позицию Ассоциации Внешней Политики (APE).